Cаморегуляция в школе. Информация для педагогов-психологов

shkolniki

В современных условиях поиска эффективных средств высшего образования актуальным стал вопрос о психологической готовности студентов, пришедших со школьной скамьи, к самостоятельному освоению учебной деятельности. В связи с этим в последние годы возрос интерес к изучению необходимой для успешного освоения учебной деятельности осознанной саморегуляции и обеспечивающего ее регуляторного опыта (О.А. Конопкин, А.К. Осницкий). Как показано в ряде исследований, успешность обучения во многом определяется уровнем сформированности у учащихся умений, которые помогают им организовать свои усилия и управлять процессом выполнения заданий, т. е. развитостью осознанной саморегуляции деятельности. Осознанная саморегуляция учебной деятельности возможна тогда, когда ученик становится субъектом этой деятельности. А для этого ему необходимо приобрести специализированный регуляторный опыт, который обеспечивает ему субъектную активность в деятельности. А.К. Осницким разработано представление о специализированном для деятельности регуляторном опыте и его необходимых и достаточных компонентах. Именно этот опыт дает возможность учащемуся сформировать полноценный контур осознанной саморегуляции деятельности, позволяющий ему инициировать, организовывать и контролировать свою деятельность в решении учебных задач. В конечном счете, этот опыт определяет самостоятельность учащегося.

В нашем исследовании изучались особенности характеристик осознанной саморегуляции и их взаимосвязи с успешностью обучения, с проявлениями самостоятельности в учении. Значимость всех рассматриваемых далее результатов установлена на более чем 95% уровне. Поэтому сами уровни значимости не приводятся, и значимость этих данных в дальнейшем нами не подчеркивается.

Особенности накопленного регуляторного опыта во многом определяют специфику контура системы осознанной саморегуляции учебной деятельности учащихся. Нами выявлено:

— в ценностном компоненте регуляторного опыта учащихся преобладает ориентация на взаимодействие;
— с возрастом увеличивается ориентация активности учащихся на решение личных проблем, за счет снижения ориентации активности на решение проблем дела, учебы;
— в рефлексивном компоненте — увеличивается количество ошибок рефлексии, повышается критичность;
— в опыте привычной активизации — снижается активность, необходимая для самостоятельности в учебе;
— уменьшаются с возрастом показатели оценивания самостоятельности и сформированности саморегуляции, а также желание пользоваться ею.
— в операциональном опыте — снижаются показатели успешности учебной деятельности и сформированности умений саморегуляции

Таким образом, специфика развития регуляторного опыта исследуемых учащихся состоит в повышении критичности, снижении уверенности в своих силах и снижении самостоятельности в учебной деятельности.

How-Many-Calories-Are-In-An-Apple3Мы рассмотрели успешность освоения учебной деятельности учащихся во взаимосвязи с особенностями регуляторного опыта и характеристиками саморегуляции:

— показатели успешности освоения учебной деятельности остаются одинаковыми и могут даже немного снижаться с возрастом;
— более высокий уровень успешности освоения учебной деятельности связан с высокими показателями познавательной активности, с выраженной ориентацией активности личности на решение проблем дела (на учебу), ценностью учебы и познания для учащегося;
— успешность освоения учебной деятельности взаимосвязана с теми или иными умениями саморегуляции, в основном с наличием структурно-компонентных умений и с возрастом этих взаимосвязей становится больше;
— более высокий уровень успешности освоения учебной деятельности связан с утверждением наличия умений саморегуляции и высоким желанием обладать этими умениями.

Эти результаты исследования подтверждают взаимозависимость успешности освоения учебной деятельности учащихся со сформированностью системы осознанной саморегуляции. Выявленные особенности саморегуляции и обеспечивающего ее регуляторного опыта свидетельствуют о необходимости повышения ценности знаний и учебы для учащихся, развитии рефлексии, и, как одного из решающих факторов для повышения эффективности обучения, развития навыков осознанной саморегуляции в учебной деятельности на протяжении всего периода обучения.

к.п.н. Наталия Астахова