Как предупредить компьютерную зависимость у детей?

are-video-games-bad-for-you_1284680037Компьютер, интернет – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. «Запретить» школьнику работу с компьютером невозможно, так как информационные технологии уже давно вошли в школьное обучение.

Родители, как правило, не протестуют против работы школьника на компьютере, если это необходимо при подготовке домашних заданий. Тревогу вызывает увлеченность компьютерными играми сверх меры или общение в интернете в ущерб обычному общению и развитию личности.

Психологами сформулированы основные признаки компьютерной зависимости:

— если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

— провел хотя бы одну ночь у компьютера;

— прогулял школу – сидел за компьютером;

— приходит домой, и сразу к компьютеру;

— забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);

— пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

— конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

В любой из этих ситуаций родителям следует насторожиться.

Как же папам и мамам сделать так, чтобы компьютер перестал быть фактором конфликта? Как предупредить компьютерную зависимость?

Во-первых, необходимо больше общаться с ребенком. Предлагать различные увлекательные дела – это может быть посещение зоопарка, планетария, выставок, прогулок в соответствии с интересами ребенка. Чтобы эти события запомнились, предложите ему сфотографировать или снять на видеокамеру ваше путешествие. Потом — по итогам вашего похода с ребенком — можно сделать фотоальбомы, в том числе и в компьютерном варианте.

Если дефицит эмоционального контакта с родителями начинает восполнять компьютерная игра — это уже основание для создания зависимости. Внешне в семье все тихо и спокойно, ребенок ведет себя хорошо, не мешает, он просто переместился в виртуальный мир.

57af25Во-вторых, с самого начала овладения компьютером приучайте ребенка использовать его как источник информации, ведь возможности цифрового мира поистине безграничны.

Непременным условием является и ограничение по времени работы у компьютера. Для развивающегося организма ребенка это особенно важно. Составьте вместе со школьником режим дня, обсудите, в какое время можно поиграть, а когда надо выполнять свои обязанности. Приучайте ребенка правильно организовывать место для работы с компьютером:

— монитор с диагональю от 18 до 22 дюймов должен быть  удален от глаз на расстояние вытянутой руки;

— экран монитора  должен быть развернут перпендикулярно к окну, верхняя треть экрана чуть ниже уровня глаз;

— мышь на уровне или чуть выше уровня клавиатуры;

— ноги согнуты в коленях под углом чуть более 900, стопа выдвинута вперед и т.д.

Это лишь основные требования к правильной посадке за компьютером, но важно с самого начала научить школьника их соблюдать.

Если в семье соблюдается общий распорядок дня, каждый имеет и выполняет свои обязанности, родители и дети общаются, делают что-то вместе, например, уборку или приготовление «фирменных» семейных блюд, если вы можете поддержать увлечения ребенка, беседовать с ним по вечерам, — тогда уход в виртуальный мир будет наименее вероятен.

Естественным предупреждением компьютерной зависимости является и занятость ребенка в секциях, кружках, там, где также можно проявить свои лучшие качества. Обязательно нужно знать приятелей своего ребенка, круг их интересов, возможно, и контролировать его круг общения. Проводите беседы с ребенком о личностных качествах человека, уделяйте внимание вопросам нравственности. Учите правилам общения, расширяйте кругозор. Не оставляйте без внимания содержание компьютерных игр.

Если школьник уже негативно реагирует на запрет компьютерных игр, то исправлять положение надо постепенно: сначала ввести небольшие ограничения по времени, со временем доводя их до нормы. Если же ребенок обещает, но не может выполнить своего обещания, в этом случае обратитесь к психологу за консультацией.

Галина Прохорова