Откуда приходят двойки?

schoolchildrenК обучению в первом классе готовятся и родители, и дети. Понятно, что уровень подготовки не может быть у всех одинаковый. Учителя стараются найти индивидуальный подход к каждому первокласснику, консультируют родителей по вопросам обучения, советуют, как лучше составить распорядок дня. Как правило, если небольшие трудности с чтением, письмом или математикой возникают, то к концу первого полугодия ошибок становится заметно меньше, почерк улучшается, ребенок уже сам решает примеры и задачи.

Однако, если количество ошибок возрастает и никак не удается правильно и аккуратно выполнять задания, да и чтение остается на низком уровне, то интерес к обучению начинает снижаться. Ученик испытывает сильные переживания, его ругают и в школе, и дома. Как следствие трудностей в обучении и снижения познавательной активности появляются двойки.

Всегда ли неудовлетворительная оценка – это результат недоработки родителей, самого ученика или педагога? Как показывает практика, существует такие нарушения в письме, чтении или математике, которые можно преодолеть, если своевременно обратиться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и др. Главное, своевременно определить характер этих нарушений. В рамках данной статьи мы рассмотрим некоторые виды ошибок, которые носят «непедагогический» характер. Так откуда приходят двойки?

Young Boy LearningДверь первая: в первые месяцы обучения учитель обращает внимание школьника на то, что он пишет неаккуратно, в тетрадках «грязь!». Эти проблемы иногда носят временный характер, и постепенно почерк становится лучше, буквы «встают» на строчку. А если не помогают педагогические приемы, если, несмотря на старания учителей и родителей, ученик не может писать аккуратно?

На первом этапе обучения школьник пишет крупными буквами. Это связано с тем, что при крупном письме меньше относительная разница между движениями руки и кончиком ручки, то есть проще и доступнее «перешифровка» звуков в буквы или печатных знаков в письменные. В дальнейшем ребенок выучивается переносить на кончик ручки сначала зрительные, а затем и мышечные коррекции, приобретает умение автоматически обеспечивать ручке  необходимую траекторию.

Становится понятным, что, если глаза «не руководят» рукой, если, например, пишущий поднимает плечи и напрягает руку, то формирование аккуратного почерка будет затруднено.

Чтобы помочь ребенку в этой ситуации, необходима консультация психолога и логопеда. При необходимости возможно будет рекомендован комплекс специальных упражнений, который проводится специалистом, владеющим указанным методом коррекции.

Дверь вторая:  в письменных работах появляются ошибки, которые невозможно объяснить в точки зрения орфографии. Ученик пропускает буквы, переставляет их или, наоборот, добавляет лишние.

Пропуск букв связан с тем, что ребенок не выделяет в слове все звуковые компоненты, т. е. не владеет звуковым анализом слова: «снки» вместо «санки», «кичат» вместо «кричат».

Перестановки букв и слогов связаны с трудностью анализа последовательности звуков в слове. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: «двор» пишется как «довр»«брат» как «барт». Количество слогов при этом может сохраняться: «ковром» — «корвом».

Вставки гласных букв наблюдаются при стечении согласных: «девочика» вместо «девочка». Это можно объяснить тем, что ребенок при написании слова проговаривает звуки и невольно растягивает их.

Также встречается ошибочное двойное написание, когда в словах, начинающихся с прописной буквы, пишется такая же, но уже строчная: Рручей, Оосень. Эти ошибки – результат механического закрепления графо-моторных навыков, к которому приводят письменные упражнения в некоторых прописях, где образцы букв предлагаются в виде: Рр, Нн

Смешение букв, которое указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но подобрал для него другую букву: «долстое (толстое) бревно», «зказка (сказка)», «ковта (кофта)», «пцицы (птицы)».

Исследователи отмечают, что смешение букв может быть по оптическому и кинетическому сходству. Приводим часть таблицы из книги Н.И. Садовниковой «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»

Примеры букв рукописного шрифта, имеющих сходство:

оптическое

кинетическое

с — е

о — а

о – с

х — ж

л — и

л — м

м — ш

н — ю

в — д

л — я

По мнению автора, в распространенности кинетических смешений играет отрицательную роль неправомерное требование «безотрывочного» написания слов без стадии поэлементного написания букв. «Умение вносить предварительные поправки по ходу письма может быть выработано лишь при проведении системы графических упражнений в букварном периоде».

Очевидно, что работа над исправлением ошибок указанных видов может быть успешной только при дополнительной коррекционной работе, проводимой логопедом, психологом, при необходимости и врачом. Например, при смешении букв по оптическому сходству целесообразно рекомендовать консультацию окулиста.

138615713707Дверь третья: нарушения письма, чтения и математических операций может быть связано и со своеобразием формирования неречевых функций:

— процесса латерализации (выделение ведущей руки, ноги, глаза и уха, которые могут быть сформированы в различных комбинациях, например, ППЛЛ или ПЛПЛ и т.д.);

— пространственных и временных ориентировок (представления о расположении в пространстве предметов, символов, ощущения собственного тела, понимание временной последовательности, например, «раньше – позже»);

— двигательных функций руки;

— слухо-моторных  координаций (анализ на слух неречевых звуков – стук, хлопки, а также воспроизведение предъявленного на слух ритма), т. е. несформированность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором.

Для определения характера помощи таким ученикам также необходима консультация специалистов с целью подбора необходимых коррекционно-развивающих упражнений.

Основные особенности развития «детей-левшат» описаны в книге известного нейропсихолога, профессора Анны Владимировны Семенович  «Эти невероятные левши», там же даны конкретные рекомендации для педагогов, родителей, психологов и дефектологов.

Если у ребенка недостаточно сформированы пространственные и пространственно-временные представления, то это может проявляться, например, в неправильном расположении знаков при письме, перестановке букв при чтении, особенно незнакомых слов, в трудности решения задач и примеров,  что в дальнейшем сказывается на интеллектуальной деятельности в целом.

Для оценки уровня сформированности у школьника указанных представлений и для проведения развивающей работы кандидатом психологических наук Н. Я. Семаго разработана Программа формирования пространственных представлений.

Мы приводим  вышеуказанные программы работы с детьми для того, чтобы показать, насколько неоднозначными могут быть причины плохой неуспеваемости и  когда необходимо обращаться за консультацией. Опытные педагоги, понимая характер трудностей ребенка, советуют родителям обратиться за помощью к специалистам.

Дверь четвертая: особенности эмоционально-волевой сферы ребенка. Как показывает практика психологического консультирования, школьник в силу особенностей своего характера также может испытывать эмоциональное беспокойство, переходящее в тревожное состояние ожидания неуспеха. Для детей, чувствительных к оценке учителя или родителя, принятие «дисциплинарных» мер может оказаться чересчур сильным и не мобилизует активность, а, наоборот, снижает самооценку до критического уровня.

Для учеников, которые не столь чувствительны к замечаниям взрослых, оценка, поставленная «для профилактики», возможно, окажется стимулирующей, но только в том случае, если эта мера используется редко.

Создание педагогом или родителем ситуации «сегодня у тебя получается лучше, чем вчера» всегда поднимает самооценку ребенка, придает уверенность в своих силах. Положительным оказывается и просмотр тетрадей, которые были написаны несколько месяцев назад. Если вы заметили улучшение в работах ученика (хотя бы по одному из предметов), обязательно обратите на это внимание.

В рамках статьи мы обозначили только некоторые из направлений, по которым может проводиться работа.  В заключение хотелось бы отметить тот факт, что современных подходы к преодолению трудностей школьника  охватывают большой спектр возникающих проблем, многие из которых удается решить совместными усилиями педагогов, родителей и специалистов. На протяжении последних лет психологи отмечают, что количество обращений родителей за консультациями увеличилось. Поэтому мы считаем, что в большинстве случаев преодоление школьных трудностей возможно.

Галина Прохорова