Игра – естественная потребность ребенка-дошкольника. Особое место среди игр занимают компьютерные игры. С какого возраста можно (и нужно ли) разрешать дошкольнику играть на компьютере? Отметим, что однозначного ответа на этот вопрос нет: одни исследователи обозначают возраст 10 лет, другие – 3 года.
Необходимо учитывать не только возраст, но и особенности психики ребенка. Если ребенок легко возбудим, то игры на компьютере его будут истощать и вызывать перевозбуждение. Лучше играть в развивающие логические игры, шашки, лото, головоломки. Эти игры развивают навыки счета, представления о пространстве, учат рассуждать.
В любом случае лучше всего знакомить ребенка с компьютерными играми после того, как малыш научится играть с игрушками в коллективе сверстников. В играх с куклами, машинками, кубиками заложен тот потенциал развития умственных и нравственных качеств, который компьютерные игры заменить не могут. Точно также, как общение с компьютером не заменит общения с людьми.
Если Вы решили приобрести ребенку детский игровой компьютер, то обратите внимание на то, насколько четким и понятным для ребенка является изображение на экране.
Настоящие вредители – это игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.
Наиболее комфортным для глаз исследователи считают размер монитора от 17” до 22”.
Какие компьютерные игры выбрать?
Любая игра должна иметь цель. Если Вашей целью является занять время ребенка, «чтобы не мешал», тогда подойдет игра, которая не требует умственного напряжения. Если же Вы используете компьютер как тренажер развития определенных психических процессов – памяти, внимания, мышления – тогда подробно познакомьтесь с описанием игры. Поэтому игру лучше покупать, а не использовать бесплатные интернет-ресурсы.
Выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
Игры-стратегии достаточно сложны, но именно они развивают в ребенке усидчивость и способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.
Логические игры развивают навыки логического мышления.
Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции.
Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным.
Игры под девизом: «Убей их всех!» развивают только моторные функции, чего нельзя сказать о познавательных, при этом они сомнительны и в плане развития мышления, тем более нравственного воспитания.
Любая игра, а особенно такая, в которой ребенок сидит в напряжении, от которой становится зависимым, это нагрузка на детскую психику.
Отметим, что время занятий на компьютере напрямую связано с возрастом дошкольника. Есть такая формула, выведенная современными учеными: возраст ребенка умножают на 3. Причем отдыхать потом нужно такое время, которое можно высчитать, как время, проведенное за компьютером, умноженное на 3.
Например, малышу 4 года, следовательно, за компьютером он может провести не более 12 минут, а потом отдохнуть не менее 36 минут.
Как определить, что ребенок переутомился за компьютером? Ребенок становится замкнутым, торопится сделать все побыстрее только для того, чтобы пойти играть, становится раздражительным, плохо ест, спит. Круг интересов дошкольника сужается, и он охотно поддерживает разговор только на тему компьютерных игр.
Итак, личное пользование компьютером скорее навредит, чем поможет дошкольнику. Все занятия, игры на компьютере должны проходить под контролем и, желательно, при участии взрослого.
Компьютер должен стать всего лишь помощником, инструментом для получения новых знаний, но не «захватывать целиком» развитие ребенка.
Галина Прохорова