«Кризисом трех лет» психологи окрестили первую серьезную перестройку организма ребенка. Но наступает она не вдруг. Появлению кризиса всегда предшествуют симптомы, порой совершенно неожиданные.
К примеру, дети в какой-то момент начинают серьезно относиться к своей внешности — они рассматривают себя в зеркале и заинтересованы в том, как выглядят в глазах других. У девочек возникает неподдельный интерес к нарядам, а мальчики проявляют озабоченность своей эффективностью, допустим, в конструировании и остро реагируют на неудачу.
Несмотря на то, что кризис переживает трехлетний малыш, это состояние относится к числу острых. Тому есть ряд причин. Во-первых, ребенок становится неуправляемым и легко впадает в ярость. Во-вторых, его поведение практически не поддается коррекции.
Период кризиса труден не только для самого ребенка, но и для его родителей. В это время кроха должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Кризис можно искусственно затянуть, если взрослый апеллирует только кнутом и пряником — стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты).
Интересной характеристикой кризиса трех лет является обесценивание (эта особенность присуща и всем последующим переходным периодам). Что же обесценивается у трехлетнего малыша? То, что было привычно, интересно, дорого прежде. Ребенок может даже начать ругаться (обесценивание правил поведения), отшвырнуть или сломать любимую ранее игрушку, если она предложена не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и т. п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у крохи изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Происходящее отделение от близких взрослых (Я сам!) свидетельствует о своего рода эмансипации малыша.
УПРЯМСТВО
Упрямство — первая черта «семизвездия» кризиса 3 лет. Она пронизывает практически все поведение ребенка. Когда малыш упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, мама просит проснувшегося ребенка встать с постели. Малыш не соглашается, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал не встану, значит, не встану!».
Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.
НЕГАТИВИЗМ
Негативизм — вторая составляющая «семизвездия». Именно он вынуждает ребенка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Бывают просто абсурдные ситуации, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Это холодное» — «Нет, горячее», «Иди домой» — «Не пойду» (хотя только что сам просился).
Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребенок часто поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого.
Негативизм часто избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, мамы или папы. С остальными он может быть послушным и покладистым. Взрослый может провоцировать негативизм всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!»
Совет: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.
СТРОПТИВОСТЬ
Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека, это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).
Совет: Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
Я САМ (СВОЕВОЛИЕ)
Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности – жизненно важная для трехлетних малышей.
Совет: позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.
СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ
Теряются старые привязанности ребенка к людям, правилам поведения, вещам. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых бабушек и мам. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия.
Совет: существует множество развивающих занятий для ребенка. Запишите малыша в секцию, займитесь вместе с ним лепкой, рисованием или сборкой конструктора.
ПРОТЕСТ — БУНТ
Протест-бунт — пятая особенность «семизвездия» кризиса 3 лет. Он проявляется в том, что поведение ребенка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии «войны», постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте
ДЕСПОТИЗМ
Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Малыш изо всех сил пытается показать власть над окружающими и заставить родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
Совет: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени малышу. Пусть он чувствует, что ваше внимание можно получить без истерик и капризов.
Памятка для родителей – «Поведение в период кризиса 3 лет»
Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончится в 3,5-4 года.
Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.
Помните, что ребенок как бы испытывает ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером.
Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много, не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
Не забывайте, что ребенок многие слова и поступки повторяет за вами, поэтому следите за собой.
При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное, допустим, вспомнить, какую собачку или кошечку вы видели на прогулке.
Когда ребенок злится, у него истерика, то ему бесполезно объяснять, что так вести себя не хорошо. Отложите это дело до тех пор, пока малыш не успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте — посадите мишку за стол, и пусть малыш его кормит. Но «мишка хочет есть по очереди – ложка ему, ложка Коле». Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание…
Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним как с равным, как с человеком, мнение которого вам интересно.
педагог-психолог Галина Прохорова